воскресенье, 28 мая 2017 г.

Переславль-Залесский: Национальный парк «Плещеево озеро», Государственный музей-заповедник, Красная площадь города и музей «Ботик Петра I»

Есть в России затерянный мир,
 то живёт не для слов, не для слав,
 Что потерян, как Китеж, людьми –
 Это город в лесах – Переславль.

Он стоит средь лесов вековых,
 Берендеево царство, завет,
 Он в Залесье, как сказка, возник,
 В нём – времён достопамятных свет...
Наталья Мартишина

После трёхчасового пребывания на свежем воздухе, подвижных игр и переполняющих эмоций от увиденного и услышанного в Тридевятом царстве, мы отправились в Переславль-Залесский.
Сначала мы основательно подкрепились в местном кафе: квашеная капуста, куриный суп, рис с куриным шницелем и солёным огурчиком, чай с лимоном и пирожок с вареньем
(информация для родителей).
А затем мы отправились в Национальный парк "Плещеево озеро".
...Ведь Плещеева озера гладь –
 Как шкатулочка, с дном потайным:
 Посмотри-ка на озеро, глядь –
 Там глубинное море под ним!
 Нет, не встретишь такого нигде!
 В древних скалах на дне – родники,
 И плывут в допотопной воде
 Рыбы – толще рыбацкой руки.
 Рыба-сельдь с чешуею литой,
 Чудо-ряпушка ловится в сеть,
 И на царский на стол золотой
 Поставлял Переславль эту снедь...
Наталья Мартишина
Это была абсолютно не запланированная экскурсия, но я рада, что она состоялась. То, что символом этого парка является рыбка - ряпушка, мы знаем из нашего Заповедного урока. Эту рыбку ещё называют "царской селёдкой". Самое удивительное, что эта рыба водится в пресном озере!

Мы узнали, что
1) Озеро Плещеево – одно из самых крупных и красивых озер средней полосы России.
2) Оно является достопримечательностью «Золотого кольца» России.
3) Озеро представляет собой обособленный водоем. В него впадают 19 рек и ручьев. Самый крупный приток озера – река Трубеж.
4) Озеро Плещеево имеет овальную форму, его длина достигает почти 10 км, а ширина - 7 км.
 А знаменито это уникальное место, прежде всего, своим Синь-камнем —  громадным 12-тонным ледниковым валуном.
...Я рассказывать здесь не берусь,
 Как история города шла:
 В детстве древнем, языческом, Русь
 Чудный камень в Залесье нашла.
 Камень синего цвета, валун
 Преогромный, лежал у воды
 Синь-серебрян от ласковых лун.
 Ал под солнцем, как отблеск беды.
 Камень тот на закате алел,
 Разгораясь, как уголь миров,
 А за ночь остывал и белел,
 Усмирив свою синюю кровь.
 А вокруг громоздились холмы,
 А вокруг – вековые боры
 Бушевали в ветрах, и волхвы
 Возле камня стояли до тьмы.
 И, когда разгорались лучи
 Первых, трепетных, девственных звёзд,
 Искры с камня сбирали в ночи
 Те волхвы: каждый – полную горсть.
 По Руси от холма до холма,
 По Руси от волхва до волхва
 Шла о камне чудесном молва,
 Шла молва, как волна – вал на вал.
 Волновал Синий камень народ,
 К брегу Клещина-озера звал.
 Вот и город на бреге встаёт –
 Переславль, – что ни год, расцветал...
Наталья Мартишина
 Наша  экскурсовод, Надежда Евгеньевна, рассказала нам об этом необыкновенном камне такую историю.
Исследователи утверждают и этому есть документальные подтверждения, что когда-то давно Синь-камень лежал на вершине Александровой горы, в качестве алтаря древнего святилища. Когда пришло христианство и был построен Никитский мужской монастырь, то камень оказался под всевозможными запретами.  Однажды Синь-камень был сброшен с горы, и тут же загорелся близлежащий городок Клещево (об этом свидетельствует церковная хроника).  Потом решили этот «бесовский» камень закопать, чтобы  он народ больше не смущал. Дьякон Семеновской церкви приказал вырыть глубокий колодец, в который, с огромным трудом, камень и столкнули, засыпав его землей. На следующий день страшная лихорадка свалила дьякона, и он скоропостижно скончался…  А Синь-камень благополучно "вышел" наружу через три года после смерти дьякона, изумляя окрестный люд!
 Через полтора века в Переславле решили строить новую церковь, "упрямый камень" было решено заложить под ее фундамент. С огромным трудом погрузили Синь-камень  на  платформу на несколько дровней и повезли по льду Плещеева озера к месту его «заточения». Но по дороге лёд под весом валуна треснул, и камень затонул. Вскоре местные рыбаки начали рассказывать, что видели, как валун движется по дну озера! И вот, преодолев за 50 лет более 5 км, камень снова выбрался на берег! После этого он начал творить чудеса – то в сторону отползёт, то в землю зароется, но в последнее время он «укоренился» у подножья любимой Александровой горы.
Когда мы ехали к Плещееву озеру, то проезжали Никитский мужской монастырь.
Мы узнали, что этот монастырь является древнейшей обителью русской земли (XI-XII вв.). Он назван в честь воина-великомученика Никиты, который жил в  IV веке. В те времена  христианство распространялось по Европе. Военачальник Никита, а он был богатым и знатным, оказался от язычества и последовал учению Христа. Язычники сначала пытались его сжечь, но его спасла икона, потом его бросили на съедение диким животным. Растерзанное тело Никиты похитил ночью его ученик  и похоронил. Позже  христиане поставили на месте могилы церковь, которая была названа именем великомученика. Мощи Никиты обрели способность к исцелению, стали чудотворными.
Уже позже монастырь, выстроенный на этом месте, приобрел известность благодаря другому мученику. Его  звали Никита-Столпник. Преподобный Никита Столпник заведовал сбором казенных податей и налогов, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию. Прежде, чем стать монахом, Никита Столпник три дня простоял на коленях в болоте, моля Бога о прощении. Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов выкопал два глубоких колодца. Однажды родственники святого, польстившись на блестящие вереги и кресты (они думали, что серебряные), убили Преподобного Никиту. На берегу реки воры-убийцы, увидев, что добыча не имеет никакой ценности, бросили вереги в воду. Священники вытащили их и с благоговением и молитвами перенесли в обитель великомученика Никиты. Всем, приходящим с верою, они дают многие исцеления.
Затем мы отправились к Спасо-Преображенскому собору, который находится в центре города, на Красной площади Переславля
Первый камень в основание будущего собора положил сам князь Юрий Долгорукий в 1152 году.
Именно здесь, возле собора, в княжьих теремах 30 мая 1220 года родился великий полководец князь Александр Невский. Именно отсюда в 1241 году Александр Невский повел свою дружину на Ледовое побоище на Чудском озере.

...Вот таков Переславль, славный град,
 Город видный, кого ни спроси.
 Здесь родился столетья назад
 Александр, князь великой Руси.
 Александр, что потом просиял
 Словно Солнце, над тёмной Невой,
 Победителем Запада стал
 Невский князь, огнеликий, святой.
 Память князя живёт – что ни род,
 Знает подвиги князя вся Русь.
 Чтит и родину князя народ –
 Переславль, в Ярославском краю...
Земляные валы в старину
окольцовывали город. Они дошли до нас в хорошем состоянии, разрывы в валах приходятся на места бывших ворот. А в наши дни их окружность составляет 2,5 километра. В древности высота насыпи была гораздо больше, сейчас она достигает 10 метров, а ширина – 6 метров. Земляные валы имеют каркас из деревянных срубов. Они находятся на глубине метра от вершины вала. В качестве строительного материала использовались дуб и осина.
Далее мы отправились в Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Переславля-Залесского.
У нас была намечена экскурсия по территории этого музейного комплекса, но когда мы уже подъезжали, дождик, который за нами "гнался" с Красной площади, "догнал" нас и обрушил на нас водяной поток.
Поэтому все, имеющие с собой зонты, взяли под опеку "беззонтных" детей и взрослых и помогли переместиться в уютное помещение, где у нас состоялась ещё одна интерактивная программа с чаепитием, которое оказалось очень кстати!
С нами были ведущие Алёна и Кузя. Скучать и сидеть на месте ни у кого не получилось!
Сколько задора, веселья и радостно-счастливых эмоций от участия в играх и забавах ХIХ века испытали ребята на программе "Как на наших именинах!"
Даже наши мамы смогли принять участие в народных играх!
 А затем Кузя объявил имена людей, которые отмечают День имени Святого, в честь которого названы при Крещении (именины) 25 мая (здесь считалось + неделя).
Наши именинники!
Каждому имениннику Кузя подарил бумажного ангелочка. А затем, погасив свет, каждый из гостей передавал свечу и желал именинникам что-то хорошее. В самом конце именинники дружно задули свечу, загадав заветное желание.
Потом  мы отправились за стол, угощаться горячим чаем вприкуску с сахаром и пирогом. А Кузя с Алёной рассказывали, как чаёвничали наши предки в ХIХ веке.
Пока ребята играли, да чай с пирогами пили, дождь закончился. Прежде, чем ехать в новый музей, мы немного прошлись по территории музейного комплекса.
Музей находится на территории Горицкого Успенского монастыря. Название монастырю дано по его местонахождению на возвышенности - на "горице". Недавно обитель вернули православной церкви, теперь там повсюду идут реставрационные работы.
 Вид на Плещеево озеро и окрестности Переславля с колокольни.
На территории монастыря  расположена могила Дмиитрия Николаевича Кардовского (1866—1943) - графика и педагога, профессора, родившегося в Ярославской области.  Кардовский большую часть жизни прожил в Переславле-Залесском, имел здесь студию и являлся членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества.
Завершающей экскурсией нашего необыкновенного путешествия стало посещение  музея-усадьбы "Ботик Петра I".
Этот музей находится на южном берегу Плещеева озера на горе Гремяч. Это один из первых открытых в России музеев. В конце ХVII века на Переславском озере юным царём была создана первая в российском государстве военная флотилия, вошедшая в историю под названием "потешной". За пять лет под руководством голландских мастеров здесь построили множество различных по типу и величине судов, которые очень хотелось сохранить для потомков. Идея сохранения  первого флота принадлежала Петру I. Но вскоре произошёл пожар, который уничтожил петровскую флотилию. Уцелело единственное судно - бот "Фортуна", которое срубил сам царь.
 …До сих пор – эта быль так стара –
 У Плещеевской чистой воды
 Есть покинутый ботик Петра,
 Бот-ладья, что хранит все следы
 Молодого царя, голоса,
 Вольных песен широкий размах,
 Звон топориков в шумных лесах,
 Трепет паруса в острых ветрах…

Огромный интерес у ребят  вызвали и сохранившиеся подлинные детали: резные украшения, якоря и пушки петровских потешных кораблей.
 Часто бываю на сайте " Стихи.ру", там же нашла чудесное стихотворение, где автор рассказывает о самом городе и его истории. Мне очень понравилось! Читайте!

1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо большое за рассказ) С удовольствием прогулялась вместе с вами) Какой интересный камень-путешественник) Сразу прикинула, может и в наших краях такой имеется? Поеду на природу))), обязательно присмотрюсь) (богат наш край такими камешками)))) Когда ездим в Москву, то нам всегда рассказывают про Ботик, спасибо за показ) Надо собраться в эти края, уж больно интересно Вы рассказываете, Ольга Николаевна!

1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      В Переславле очень много музеев, частных в том числе. Чтобы посмотреть бОльшее количество интересностей этого города, лучше всего приезжать на 2 дня. Со своими теперь уже пятиклашками мы были в Берендеевой избе.
      Мне бы, лично, очень хотелось бы побывать в монастырях, сходить на источник, подольше побыть на Плещеевом озере, зацти в музей Александра Невского.

2. Какая познавательная экскурсия, Ольга Николаевна! Спасибо, узнала много интересного! Спасибо! Думаю, что и ребятам понравилось!

1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      А сколько ещё всего осталось "за кадром"! Люблю совмещать полезное с приятным. Очень хочется, чтобы кроме развлечений была и информация: полезная, нужная, обогащающая внутренний мир и кругозор.
      А, знаете, я наметила во втором классе съездить в Тулу. Надеюсь, у меня получится.

3. Какой красивый парк, Ольга Николаевна! А сколько интересного ребята увидели-узнали в музее.. Замечательная экскурсия!

1. Самое яркое впечатление, по мнению ребят, (узнала в автобусе на обратном пути) - это музей "Рождение сказки" и интерактивная программа. Мальчишкам ещё понравился музей, где видели ботик Петра.

4. Ольга Николаевна, здравствуйте! Ох, какая интересная была поездка!!!! Уверена, что и сопровождающие и ребята остались в восторге! Теперь и я хочу побывать в этих красивейших местах....

1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Всегда хочу в конце каждого учебного года поставить "яркую точку". Мне кажется, в этом году у меня получилось.
      А я очень хочу в Тулу, в Кострому, Ростов и Новгород, и, конечно, в Краснодар (но это уже самостоятельно).

5. Доброго времени суток, Ольга Николаевна! Любуюсь фотографиями, перечитываю Ваш рассказ. Спасибо большое, с огромным удовольствием прогулялась вместе с вами. Храмы просто завораживают, богатая история. А какой интересный камень-путешественник Вы нам представили, а природа, а музей, а памятники!))) Глаз не отвести. вот так бы вместе с Вами и бродила

1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Сама после каждого путешествия с наслаждением пересматриваю фотографии, ищу в Интернете дополнительную инфомацию. Поразительно, что в одном городе расположены сразу четыре монастыря и огромное количество церквей. А в Никитском монастыре мне бы хотелось побывать. Может этим летом удастся...

6. Ольга Николаевна! Какая прекрасная экскурсия! Как будто я с вами тоже побывала в этом наикрасивейшем городе.

1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Экскурсия получилась разноплановая: чередовались развлечения с информацией, чтобы первоклкассники не уставали.
      Зимой собираемся в Клин на фабрику ёлочных игрушек.

7. Ольга Николаевна, какая интересная экскурсия! Действительно, яркая точка в конце учебного года. А вернее, многоточие. Уверена, ребята с нетерпением будут ждать нового учебного года и новых путешествий. Конечно, многие ездят с родителями, но такая вот коллективная экскурсия - это совсем иное. Ведь столько общих впечатлений теперь. А Вы, как всегда, замечательный рассказчик. Читала с наслаждением и фотографии рассматривала с удовольствием. Спасибо за рассказ.

1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна!
      Экскурсия действительно получилась интересной. Стараюсь, и у меня это получается, каждый учебный год заканчивать поездкой в другой город с познавательной экскурсионной программой. Возила своих детей (сейчас они в 5 классе) в Дмитров, были мы и в Переславле-Залесском.
      В конце второго класса обязательно посетим новый город, познакомимся с достопримечательностями и ,конечно, повеселимся и поиграем в интерактивной программе.

Уважаемый читатель!
Огромное спасибо за чтение и интерес к данному сообщению! Буду рада услышать Ваше мнение.