среда, 17 января 2018 г.

Посмотрите, как стройна Богородская резьба!Деревянные фигуры мастер выполнил с натуры!

Деревья различны, как буквы в строках,
 Но липа – мягка и послушна.
 У мастера нашего в чутких руках
 Из липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такая
 Станет подвижной, словно живая,
 Вот планки – подвинуть их только нужно,
 Тогда кузнецы заработают дружно

А если шарик ходит по кругу,
 То нити приводят в движенье
 Курочек, рядом стоящих друг с другом,
 Клюющих своё угощение.

Здравствуйте, читатели и гости блога!
Какой необычный чудо-урок технологии прошёл во вторник в нашем классе! Дело в том, что к нам в лицей приехал представитель выездного музея Богородской игрушки. Сначала был рассказ и демонстрация игрушек, а затем практическая часть  - мастер-класс по сборке настоящей деревянной игрушки.
Расскажу обо всём по порядку.

Вначале Максим Игоревич рассказал ребятам об истории возникновения Богородской игрушки. Существует несколько  разных версий.
По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиевой Лавры - Сергий Радонежский, одаривавший ими, приходивших к нему, крестьянских ребятишек.
А другая легенда рассказывает, что в маленькой деревеньке, близ современного Сергиева Посада, жила крестьянская семья. Люди они были бедные, да ещё и   многодетные. Мать решила позабавить ребятишек - сделать им куклу. Сплела вначале куклу из соломы, да уже к вечеру она рассыпалась. Решила сшить куклу из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась её крестьянская ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал он крестьянину целую партию таких игрушек.
С тех пор большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.
 Ребята с интересом слушали мастера, который во время рассказа  использовал наглядное пособие в виде деревянной ширмы с резными двигающимися фигурками. Очень красиво, особенно, когда фигурки во время рассказа начинали двигаться! Настоящий кукольный театр!
! Мы узнали, что для Богородской игрушки нужна, хорошо просушенная на открытом воздухе, древесина липы, так как это дерево  мягкое и податливое. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной.
! Игрушки бывают токарной и ручной обработки. Ручная работа гораздо сложней!
! Отличить ручную работу от фабричной просто: для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей и точное соблюдение пропорций.  Затем Максим Игоревич рассказал второклассникам секрет "оживления" Богородских игрушек. Оказывается, всё дело в различных механизмах, с помощью которых игрушки "оживают".
1)Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы". Этой игрушке  более 300 лет, это одна из старейших Богородских игрушек.
Сюжеты первых Богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок. Основными героями были работящий мужик, да простоватый и доверчивый медведь; домашние животные и птицы.
2) «Долгожителем» считается и не менее знаменитая игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. В этой игрушке механизмом движения является шарик- "баланс". Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку, тем активнее курочки клюют.
3) Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие. Этот механизм называют "кнопочка".

4) А ещё есть Богородские игрушки - "дергуны" или "дергачи".
Но, пожалуй, самым запоминающимся этапом этого необыкновенного урока стал мастер-класс, на котором ребята самостоятельно собрали из деталей деревянную игрушку "Заяц  на барабане".
 

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Очень понравилось описание механизмов, с помощью которых игрушки "оживают"! И всё равно - вроде как знаешь, КАК, но немного волшебно!!!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Сама всё слушала-смотрела с огромным интересом! Урок очень понравился. А на память осталась собственноручно сделанная игрушка.
      Теперь в планах знакомство с Семёновской матрёшкой и роспись заготовки.

      Удалить
  2. Ничего себе, Ольга Николаевна! К нам в школу такие талантливые люди никогда не приходят! А зайцев можно было забрать домой на память?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выезд представителя музея к нам в лицей я организовала для всей параллели 2-ых классов. Конечно, сделанные своими руками сувениры-игрушки ребята оставили себе. На следующий день большинство ребят расписали их в русском стиле. Теперь у ребят останется память о таком необычном уроке.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне очень понравился урок, когда мы делали игрушку. Больше всего запомнился дом с движущимися фигурами! Было очень интересно сделать игрушку самой и потом раскрасить. Обязательно её покажу своему младшему братику. Думаю, что ему она тоже очень понравится!
    Вера

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Верочка!
      Какая ты умница! Я так рада, что ты написала своё мнение и поделилась эмоциями. Спасибо тебе огромное!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Какой замечательный урок-мастер класс прошел у Вас в классе! Спасибо, что рассказали, мне было очень интересно читать и рассматривать фотографии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Урок получился интерактивным - мы все механизмы потрогали-пощупали, поиграли. Всех впечатлил необыкновенная деревянная ширма с резными двигающимися фигурками. Чудо! А самое главное - самостоятельно сделали игрушку.

      Удалить
  5. Как же интересно у вас проходят мастер-классы. Сколько нового узнают ребятишки.А игрушки, сделанные своими руками, не волшебство ли это?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, волшебство!
      Да и ребятам было гораздо интереснее слушать мастера, который своими руками творит такое двигающееся волшебство. А ещё всем понравился мастер-класс.
      Сама слушала Максима Игоревича с повышенным вниманием -он так увлекательно и интересно рассказывал о Богородских игрушках.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот так повезло ребятам - не только от мастера познакомились с Богородскими игрушками, но и сами собрали! Детям всем нравятся эти игрушки, несмотря на обилие современных, движущихся от батареек. Есть в них душа - от живого дерева, от традиции народной.Помню, что моим детям курочки очень нравились) Спасибо Вам за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      У нас в классе были "Курочки" (мне подарили в Загорске, когда я возила предыдущий выпуск). Теперь и зайчик с барабаном появился.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Николаевна! К вам приезжают мастера проводят уроки творчества. Богородские игрушки продают в магазинах, но дорого, в моем детстве тоже были "Курочки", они настолько завораживают, ах как хочется вернуться в детство!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, здравствуйте!
      Хочется, чтобы ребята практически познакомились с народными промыслами. В этом учебном году у нас получилось расписать жостовский поднос и смастерить деревянного зайчика.
      В третьем классе обязательно съездим в Гжель, где научимся рисовать знаменитые гжельские узоры.

      Удалить

Уважаемый читатель!
Огромное спасибо за чтение и интерес к данному сообщению! Буду рада услышать Ваше мнение.