вторник, 9 июня 2015 г.

Это интересно!

фотография
Читайте! Ставьте опыты! Запоминайте!!! 
Или почему в ракушке слышно море?
Лето началось, и многие из вас, ребята и  уважаемые взрослые, собираются отправиться  на море.
В  детстве я любила в дождливые осенние дни или  холодные зимние вечера прикладывать к уху, подаренную подругой, морскую раковину. Я закрывала глаза и слушала шум моря. В эти минуты я мечтала: представляла морские волны, слушала плеск воды, крики чаек. Мне очень хотелось его увидеть! Родители в детстве на лето отправляли меня к бабушке на Кубань в Ставропольский край.
Балтийское море, 2013
Первый раз море я увидела, когда старшему сыну исполнилось семь лет. Мечта сбылась! На данный момент мне посчастливилось побывать на Азовском, Чёрном, Средиземном, Красном и Балтийском морях! Они такие разные! Такие волнующие  и будоражащие воображение! Прекрасно понимаю художников - маринистов! 
И ведь, действительно, многие люди реально уверенны в том, что прикладывая к уху привезенную из летнего отпуска раковину, они слышат шум морских волн. Долгое время и я так думала, но, повзрослев, я поняла, что никакого звука волн в ней нет...Разочарованы...Да?
Тогда, давайте разбираться!
Предлагаю поставить ряд  опытов:
Опыт 1. Слушаем "Шум моря".
фотография
1. Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан.
2.  Послушайте их все по очереди и сравните услышанный шум.
Оказывается, что звук в них почти идентичный. 
Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине.
Слабее в более ровной раковине и стакане.
3. А теперь попробуйте сложить ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Вы услышите все тот же "шум моря"!
4. А если распрямить ладошки, то звук сразу прекратится.
Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

Опыт 2. Поющий бокал.
1. Надо взять стеклянный бокал (лучше всего подойдет бокал из тонкого стекла), смочить его край водою, а потом мокрой рукой (кончиками пальцев) водить по его краю по кругу. Через несколько кругов вы услышите протяжный тонкий звук - это "поет" бокал. Мельчайшие колебания от трения ваших пальцев о край бокала вошли в резонанс с частотой колебаний самого бокала и превратились в слышимый звук.
2. Поэкспериментируйте с разными уровнями воды в бокалах. Вы услышите звуки разной высоты. При достаточном терпении из нескольких бокалов, "настроенных" на разные ноты, можно сделать настоящий музыкальный инструмент.
Вы можете услышать и увидеть, как музыкант на поющих бокалах играет фуги Баха по этой ссылке.
Если вам интересно, вы хотите продолжить опыты, то приглашаю вас на страничку  блога "Это интересно"!

6 комментариев:

  1. Доброе утро, Ольга Николаевна! А я была только на Черном море...
    Да, в детстве мы очень любили слушать "шум волн" в ракушке. И искренне верили, что это так. Не помню уж, в какой момент развеялась для меня эта иллюзия, но очень давно... Что-то приложила я к уху и ошарашенно поняла, что и в ракушке слышала такой же шум...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Надежда Александровна!
      А я так люблю эти детские воспоминания., я так долго "шла" к своей мечте. Даже и сейчас, нет - нет, возьму ракушку, приложу к уху. Сижу, слушаю, мечтаю...(только, чтобы никого не было!) Обожаю море! Могу смотреть на него бесконечно! Муж говорит, что я русалочка...

      Удалить
  2. А я была на Черном и Азовском морях, они, действительно, разные, даже шум морской волны в ракушках отражается по разному Моле очень люблю как место для душевного отдыха, в межсезонье, когда людей совсем немного

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      На мой взгляд, Азовское и Красное моря спокойны. Я их больше всех остальных люблю. По энергетике они очень похожи. Чёрное море - для меня буйное, непокорное. Часто видела его именно в шторме. Зато именно там чаще всего встречаются дельфины. Средиземное море - чрезмерно солёное и мрачное. Трудно, даже невозможно, рассмотреть дно, его обитателей. Вода слишком мутная и её хочется сразу же смыть. С Балтийским морем я познакомилась вовремя осеннего круиза. Оно холодное, но завораживающе манящее. Особенно это очущаешь, когда смотришь на воду вечером в мерцании звёзд.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Хочу поделиться моим любимым стихотворением о ракушках.
    Автор Роман Хе.

    Не кладите ракушки в сервант,
    Где хранятся хрустальные сосуды –
    Они тоскуют в одиночестве.
    Храните ракушки у изголовья
    И слушайте
    Гул. Они –
    Подданные Океана,
    Его чрезвычайные полномочные послы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна Алексеевна!
      Добро пожаловать! Очень Вам рада! Огромное спасибо за стихотворение! Красивое...обязательно выучу наизусть.
      У меня остались дома три ракушки. Я их специально положила в тех метах, где люблю расслабляться: на полочке, рядом с любимым креслом, на кухне и на прикроватной тумбочке.
      Остальную часть своей многочисленной коллекции я опустила на дно аквариума в своём кабинете.

      Удалить

Уважаемый читатель!
Огромное спасибо за чтение и интерес к данному сообщению! Буду рада услышать Ваше мнение.