Мы продолжаем изучать родной край и путешествовать по Подмосковью. В этот раз мы отправились в Звенигород.
Звенигород - один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества.
Существует предположение, что город был основан в княжестве Юрия Долгорукого. Археологические данные говорят о наличии укреплённого поселения на месте Звенигородского городка во второй половине XII — начале XIII века.
По легенде Звенигород получил своё название за то, что город своим звоном давал знать Москве о приближении опасности.
"Русская Швейцария" так сегодня называют Звенигородский край, который расположился в верхнем течении Москва-реки.
"Русская Швейцария" так сегодня называют Звенигородский край, который расположился в верхнем течении Москва-реки.
Вначале нашей экскурсии мы посетили Музей Русского Десерта. Это частный музей, который рассказывает о традиционных русских сладостях. Он открылся совсем недавно, в конце 2013 года.
Его создатель — Татьяна Феина.
Музей занимает второй этаж старого здания в Звенигороде. Заметить здание очень просто, благодаря огромной вывеске.
На первом этаже дома находится продуктовый магазин, а вот лестница наверх - необычная, расписная. Она оформлена Татьяной Феиной. Когда мы поднимались по такой чудо-лестнице, мы понимали, что дальше будет нечто необычное и вкусное.
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в сладкое царство! От количества всевозможных сладостей, дизайнерских светильников на потолке, старинных буфетов и посуды разбегаются глаза! Дух захватывает от свалившейся на тебя визуальной (зрительной) информации!
!!! Мы узнали, что до середины XVIII века дессерты называли заедками или верхосытками. Мёд, варенье, кисель, взвары, леденцы, сахар и фрукты (свежие, сушёные, печёные и засахаренные), орехи, сладкая сдобная выпечка - это заедки.
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в сладкое царство! От количества всевозможных сладостей, дизайнерских светильников на потолке, старинных буфетов и посуды разбегаются глаза! Дух захватывает от свалившейся на тебя визуальной (зрительной) информации!
!!! Мы узнали, что до середины XVIII века дессерты называли заедками или верхосытками. Мёд, варенье, кисель, взвары, леденцы, сахар и фрукты (свежие, сушёные, печёные и засахаренные), орехи, сладкая сдобная выпечка - это заедки.
!!! Мы были удивлены, что до появления в России моды на буфеты, посуду, и необходимую в хозяйстве утварь, хранили в сундуках. Перевернутый в виде шкафа сундук назывался поставцом.
Буфет же пришел к нам из Франции. И из домов высшего сословия он перекочевал в избы простых людей. Столяр всегда делал буфет с учетом роста хозяйки, чтобы ей было удобно дотягиваться до верхних полок. Все представленные в музее буфеты старинные, собранные хозяйкой из заброшенных городецких деревнь. Благодаря ей мебель зажила новой жизнью, заиграла новыми красками.
Буфет же пришел к нам из Франции. И из домов высшего сословия он перекочевал в избы простых людей. Столяр всегда делал буфет с учетом роста хозяйки, чтобы ей было удобно дотягиваться до верхних полок. Все представленные в музее буфеты старинные, собранные хозяйкой из заброшенных городецких деревнь. Благодаря ей мебель зажила новой жизнью, заиграла новыми красками.
!!! Сахар, также как и настоящий чай, на Руси был редкостью. Вместо него обычно использовался мед. Сахарная голова — признак зажиточности и богатства. Сахар отламывали специальными щипчиками и ели вприкуску, а иногда и вприглядку. В Средневековой Европе, пораженные кариесом зубы, считались признаком знати, возможности есть сладкое. Известно, что многие дамы наносили на зубы деготь, чтобы пустить "пыль в глаза" и выйти выгодно замуж.
!!! В одном из музейных буфетов хранятся различные травы, которые заваривали вместо дорого чая.
Самым распространённым был иван-чай, но заваривали также и зверобой, душицу, чабрец и шиповник. Иван-чай, кстати, сейчас незаслуженно забыт. А ведь когда-то иван-чай успешно продавался в Европе, где его называли «русским чаем». Травка не уступает по вкусу чаю, но не содержит кофеина.
!!! На Руси же издавна готовили варенье. Фактически — это были ягоды, смешанные с медом. Сухое киевское варенье — очень древнее лакомство. Известно, что еще в 1386 году киевляне передали этот десерт в качестве свадебного подарка литовскому князю Ягайло, под чьим правлением тогда находился город.
!!! Другое знаменитое лакомство — это пастила. Это исконно русское блюдо, готовится оно только из яблок русских сортов. В каждом регионе России существовали свои рецепты изготовления пастилы. Коломенская пастила была коричневого цвета, а белевская — светлого, благодаря добавлению взбитого яичного белка.
!!! В одном из музейных буфетов хранятся различные травы, которые заваривали вместо дорого чая.
Самым распространённым был иван-чай, но заваривали также и зверобой, душицу, чабрец и шиповник. Иван-чай, кстати, сейчас незаслуженно забыт. А ведь когда-то иван-чай успешно продавался в Европе, где его называли «русским чаем». Травка не уступает по вкусу чаю, но не содержит кофеина.
!!! На Руси же издавна готовили варенье. Фактически — это были ягоды, смешанные с медом. Сухое киевское варенье — очень древнее лакомство. Известно, что еще в 1386 году киевляне передали этот десерт в качестве свадебного подарка литовскому князю Ягайло, под чьим правлением тогда находился город.
!!! Другое знаменитое лакомство — это пастила. Это исконно русское блюдо, готовится оно только из яблок русских сортов. В каждом регионе России существовали свои рецепты изготовления пастилы. Коломенская пастила была коричневого цвета, а белевская — светлого, благодаря добавлению взбитого яичного белка.
!!! Даже пряники в каждой губернии отличались от соседних. Где-то делали рождественские сценки и пряничные домики. Это вырезные пряники, козули, характерные для поморских регионов России.
Пряники в виде фигурок, назывались лепными. Их пекли в южных губерниях России. Причем, как и рождественские козули, делали их строго к определенному событию, к празднику весеннего равноденствия — Жаворонкам или Сорокам.
Ну и обычный, знакомый всем нам тульский пряник, называется печатным. Делают их не только в Туле, но и в нижегородском Городце.
В конце этой удивительной экскурсии нас угостили знаменитым иван-чаем с мятными пряниками.
Только в Музее Русского Десерта можно понять, какой огромный пласт нашей кулинарной культуры мы потеряли. Треугольный пирожок мы скорее назовем "учпочмаком" или "самсой", а не треухом.
В музее все эти названия бережно хранят в буфете забытых названий. Музей очень молодой, но он динамично развивается.
Подкрепившись, мы отправились к Собору Успения Божией Матери на Городке.
Успенский собор в Звенигороде был построен в 1400 году в крепости князя Юрия Звенигородского. До наших дней дошли высокие земляные валы с трех сторон холма, где в XII веке начал расти город.
Высокий белокаменный храм близок по своей архитектуре к лучшим образцам зодчества Владимирской земли: Дмитровскому собору, храму Покрова на Нерли. Построен он «бутовым» способом: между внешней и внутренней кладкой стен находится пространство, заполненное битым кирпичом и залитое раствором, что заметно усиливает устойчивость здания.
Ну и обычный, знакомый всем нам тульский пряник, называется печатным. Делают их не только в Туле, но и в нижегородском Городце.
В конце этой удивительной экскурсии нас угостили знаменитым иван-чаем с мятными пряниками.
Только в Музее Русского Десерта можно понять, какой огромный пласт нашей кулинарной культуры мы потеряли. Треугольный пирожок мы скорее назовем "учпочмаком" или "самсой", а не треухом.
В музее все эти названия бережно хранят в буфете забытых названий. Музей очень молодой, но он динамично развивается.
Подкрепившись, мы отправились к Собору Успения Божией Матери на Городке.
Успенский собор в Звенигороде был построен в 1400 году в крепости князя Юрия Звенигородского. До наших дней дошли высокие земляные валы с трех сторон холма, где в XII веке начал расти город.
Высокий белокаменный храм близок по своей архитектуре к лучшим образцам зодчества Владимирской земли: Дмитровскому собору, храму Покрова на Нерли. Построен он «бутовым» способом: между внешней и внутренней кладкой стен находится пространство, заполненное битым кирпичом и залитое раствором, что заметно усиливает устойчивость здания.
Храм имеет еще одну особенность, незаметную невооруженному глазу. И основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются кверху – это выявили тщательные замеры. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле.
Затем мы поехали в Саввино - Сторожевский монастырь.
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде - один из действительно самых красивых монастырей в Подмосковье.
Он был основан в 1394 году, и некоторые источники утверждают, что это первый в России монастырь, получивший статус лавры. После него такого же звания удостоились Киево-Печерская и Троицко-Сергиева обители.
Монастырь является действующим, несмотря на то, что на его территории располагается музей.
В сквере в 2007 году был установлен памятник Преподобному Савве, игумену Сторожевскому и всея России.
Справка:Савва Сторожевский (или Савва Звенигородский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского. (источник)
Справа от входа в монастырь есть смотровая площадка с потрясающим видом. Помимо прекрасного вида здесь можно лицезреть и монастырские стены, построенные во второй половине XVII века. Крепостная стена монастыря имела семь башен: Красная, Водовзводная, Усовая, Житная, Северо-западная, Северо-восточная и Больничная. Последняя из-за ветхости была разобрана в XVIII веке, поэтому в наши дни мы можем видеть только шесть башен.
Справа от входа в монастырь есть смотровая площадка с потрясающим видом. Помимо прекрасного вида здесь можно лицезреть и монастырские стены, построенные во второй половине XVII века. Крепостная стена монастыря имела семь башен: Красная, Водовзводная, Усовая, Житная, Северо-западная, Северо-восточная и Больничная. Последняя из-за ветхости была разобрана в XVIII веке, поэтому в наши дни мы можем видеть только шесть башен.
Мы вошли в монастырь Саввы Сторожевского через «боковые» ворота, которые считаются повседневным входом в обитель.
Напротив Трапезных палат находится небольшой сквер и часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.
К трапезной палате примыкает самое высокое здание Саввино-Сторожевского монастыря - монастырская Звонница.
Но главным входом в монастырь являются Святые ворота, находящиеся под Красной башней.
Самая древняя церковь монастыря и один из древнейших храмов Московской области - собор Рождества Богородицы. Он был построен еще при жизни преподобного Саввы Сторожевского - в 1404-1405 годах. В соборе сохранились фрагменты росписей XV века, принадлежащие мастерам круга преподобного Андрея Рублева.
Собор необыкновенно красив как снаружи, так и изнутри, и ни одно фото не передаст этого!
Если обходить собор по кругу, то за келейными корпусами можно увидеть «Царицыны палаты», построенные в 1650-1652 годах для Марии Ильиничны Милославской - первой жены царя Алексея Михайловича. В настоящее время в них представлены экспозиции звенигородских Историко-Архитектурного и Художественного музеев.
Вот так завершилась наша прогулка по Саввино-Сторожевскому монастырю, но прежде, чем покинуть стены обители, мы заглянули еще в одно место - Северо-западную башню, где располагается хлебная лавка. Здесь мы купили вкуснейшую монастырскую выпечку.
Огромное спасибо за предоставленные фотографии Пароль Елене Владимировне!
Выражаю благодарность и искреннюю признательность Ермаковой Наталье Геннадьевне, Дугиной Елене Вячеславовне и Пароль Елене Владимировне за помощь в проведении экскурсии!
Ольга Николаевна, здравствуйте. С удовольствием вместе с Вами и Вашими ребятишками побывала на экскурсии. А то, что корни теряются, так это не только в кулинарии, к сожалению, это происходит везде. На днях я была в музее меда, так вот тоже для себя много чего открыла...
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Я сама получила огромное удовольствие, хотя и была в Звенигороде, и в монастыре, но каждый раз открываешь что - то новое, нужное. А музей русского десерта - это фейерверк впечатлений и эмоций.
УдалитьМне тоже очень понравилась виртуальная экскурсия! Как будто с Вам съездила.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную информацию!
Да, информации получили много. Теперь будем в курсе разнообразных дессертов.
УдалитьОчень хорошо, что мы услышали настоящие русские названия сладостей и выпечки. А ещё имели возможность увидеть!