Уважаем Государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи Государь
По прозванию Словарь!
Яков Козловский
Здравствуйте, читатели и гости блога!
Хочу рассказать и показать Вам, как у нас прошёл необычный урок русского языка. Сегодня состоялось знакомство первоклассников с незаменимыми помощниками школьников любого возраста - СЛОВАРЯМИ.
На уроке ребята снова работали в группах. И названия команд ребята придумали сами: "Строчка", "Алфавит", "Словарик" и "Букварь".
Чтобы организовать выставку, я воспользовалась словарями из лицейской библиотеки. Жаль, что из-за семинара на уроке не было Ольги Петровны.
Я рада, что в нашем классе есть СОБСТВЕННЫЕ СЛОВАРИ: 5 "Орфографических словарей", 2 "Словаря синонимов и антонимов русского языка", "Словарь фразеологизмов" и "Толковый словарь русского языка". А это значит, что начатая на этом уроке работа обязательно продолжится, чтобы сформировался навык.
Ребята на уроке познакомились с различными видами словарей, узнали назначение каждого и попробовали в них ориентироваться, выполняя задания.
Чтобы подвести ребят к определению темы урока, я предложила командам распространить предложение второстепенными членами. Совместными усилиями командам это удалось.
Самое длинное получилось предложение у команды "Словарики". Мне, как учителю, отрадно, что вышедшие к доске капитаны правильно записали придуманные предложения.
У каждой команды был Рабочий лист, в котором ребята последовательно выполняли задания.
Знакомство с "Толковым словарём" началось с рисования каждым членом команды тех ассоциаций (представлений), которые возникают на слово "творчество".
А потом ребята самостоятельно выяснили лексическое значение этого слова с помощью "Толкового словаря". Рисунки ребят совпали со значением слова.
Знакомство со "Словарями синонимов и антонимом русского языка" заключалось в поиске и подборе синонимов и антонимов. ЗдОрово, что задание на нахождение антонимов было выполнено абсолютно правильно всеми командами. А вот абсолютно все синонимы удалось найти только команде "Алфавит".
Следующее задание, которое надо было выполнить командам в Рабочем листе заключалось в том, чтобы с помощью "Орфографического словаря" вставить в словах пропущенные буквы.
В конце урока ребята постарались объяснить смысл высказывания А. Франса «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
В словарях все слова записаны в алфавитном порядке. В словаре можно найти ответ на
любой интересующий вопрос. Главное - уметь ими пользоваться!
Ребята, обращайтесь к словарям постоянно! А они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими Государь по прозванию словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным свои.
Утверждать ему не ново, как писать какое слово
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Что распахнута пред вами
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими Государь по прозванию словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным свои.
Утверждать ему не ново, как писать какое слово
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Яков Козловский
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Уметь правильно работать со словарем необходимо, а также знать их виды. Как ребята слажено и вдумчиво работают в группах!Молодцы!!!
ОтветитьУдалитьИрина Бахткалеевна, здравствуйте!
УдалитьСчитаю, что начинать учить пользоваться словарём нужно уже в первом классе. Обязательно нужно продолжать, иначе не сформируется навык. Во втором классе мы продолжим работать со словарями. Спасибо большое!
Ольга Николаевна! Как хорошо, что вы учите детей работать со словарями! Этот навык им всегда пригодится и в среднем звене, и в старших классах.
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, спасибо большое!
УдалитьКонечно, мы продолжим начатую работу. Уже появились идеи проведения во втором классе серии таких уроков.
Доброе утро, Ольга Николаевна! Как всегда интересно, профессионально! Тема важная. Ребята должны уметь работать со словарями, должны знать, какие бывают пособия! Как подросли первоклассники!!!
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
УдалитьСпасибо большое! Вчера многие ребята меня действительно порадовали. Заметен "рост" и прогресс в совместной работе. Это так приятно. Но есть и такие (Слава Богу их не так много!!!), которым трудно "выйти" из собственного "я". Может, за лето подрастут и "созреют".
Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень важный навык - работа со словарями!!! Библиотекари часто приглашают детей в библиотеку, чтобы показать разнообразие словарей. У вас это ещё впереди... Успехов Вам!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Людмила Федоровна!
УдалитьУ нас на выставке были представлены очень много видов словарей. Я знакомила с ними ребят. На первом уроке-знакомстве решила организовать работу только с тремя: "Толковым словарём", "Словарём синонимов и антонимов" и "Орфографическим словарём".
Спасибо большое!
Совершенно правильное направление работы. Сталкиваюсь с тем, что многие дети не умеют даже с содержанием книги работать, а тут работа со словарем. БРАВО!
ОтветитьУдалитьЮлия Геннадьевна, здравствуйте!
УдалитьНазначение тех словарей, которые у нас есть в классе ребятам известны, правило пользования мы обговорили. Они могут беспрепятственно ими пользоваться. Всегда поощряю такие желания! Спасибо огромное!
Это хорошо, когда ребята с ранних лет научаться пользоваться словарями и энциклопедиями. Эти книги - проводники в мир знаний
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьСпасибо большое! Мы так увлеклись, что забрали немного времени от другого урока. Но рефлексия показала, что это того стОило. Виды словарей, их назначение и правило пользования ребята усвоили.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Очень интересный и полезный урок получился! Уверена, что ребята теперь "подружатся" со словарями и будут пользоваться ими постоянно!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна!
УдалитьМы ещё не раз будем работать на уроках со словарями. Хочу, чтобы ребята научились ориентироваться в словарях и знать назначение каждого.
Спасибо большое!