пятница, 28 февраля 2020 г.

Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева, или практическое занятие "Природные зоны России"

Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то погода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то сосны и ели
Растут, касаясь небес,
Где-то пальмы, лианы,
Густой тропический лес...

Здравствуйте, взрослые и дети!
Хочу поделиться с вами интересными сведениями и впечатлениями, которые мы с моими четвероклассниками получили, проведя обобщающий урок окружающего мира по теме "Природные зоны" в биологическом музее.
26 февраля, хорошенько пообедав, мы отправились в необыкновенное путешествие по природным зонам нашей могучей и огромной страны. 

!!! Мы узнали, что весь комплекс зданий биологического музея является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.
!!! Эти здания в "русском стиле" были построены для размещения частной коллекции известного московского собирателя Петра Ивановича Щукина.
!!! Изюминкой его коллекции были предметы древнерусского быта и искусства, которые позднее стали  основой коллекции  музея «Российских древностей».
!!! Два здания соединяются между собой. 
Именно там (в стеклянном коридоре) располагается знаменитая оранжерея. В ней представлены 240 видов экзотических растений из тропического и субтропического леса.
 Раньше растения из оранжереи служили украшением экспозиционных залов музея. 
 Итак, удобно разместившись на стульях, мы отправились  в виртуальное путешествие по природным зонам. 
 Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. 
Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира.
Здесь можно встретить птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы (кайры, тупики) прилетают сюда и улетают при наступлении сильных морозов. 
В зоне тундры растений становится больше. Здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей.
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
В пустыне очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Мы практически рассмотрели и вспомнили природные зоны. И теперь отлично знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
Огромное спасибо за помощь и фотографии
Севостьяновой Татьяне Евгеньевне!
 Вот такой необычный музейный урок получился у четвероклассников. 
А главное, ребята поняли: чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности!

10 комментариев:

  1. Добрый день, Ольга Николаевна!
    Мне очень понравилась экскурсия! Особенно запомнилось перекати-поле. Я даже сфотографировалась с ним.
    Большое спасибо за прекрасную поездку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Алиса!
      Очень рада твоему комментарию! Спасибо большое!
      Мне тоже очень понравился наш музейный урок.А мне ещё запомнились кайры и тупики.
      Этот музей большой, мы посмотрели только один выставочный зал.
      Хорошо бы вернуться сюда вновь. В этом музее очень хорошие экскурсоводы!

      Удалить
    2. Да, я обязательно вернусь в этот музей. В Дарвиновском и Зоологическом музее я была несколько раз, теперь и в этот буду ездить.

      Удалить
    3. Замечательно, когда снова возвращаешься в музей, чтобы снова рассмотреть знакомые экспонаты, пройтись по другим залам. Молодцы!

      Удалить
  2. Замечательный урок в музее! Как здорово, что у ребят есть возможность "выйти из класса" на урок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна Анатольевна!
      Непосредственная близость к столице даёт отличные возможности проведения выездных уроков! Стараемся их использовать.

      Удалить
  3. Прекрасный урок вне класса! Музей красивый и уютный. С Весной Вас!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что предоставили возможность вместе с Вами и ребятами побывать в биологическом музее! Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Там ещё есть бесподобная экскурсия=практическая работа "Смотри в оба". Это работа с микроскопом (была на ней с позапрошлым выпуском).
      Любой музей - это уникальная возможность наглядно увидеть, часто пощупать и,конечно, послушать!
      Спасибо большое!

      Удалить

Уважаемый читатель!
Огромное спасибо за чтение и интерес к данному сообщению! Буду рада услышать Ваше мнение.